Веками жители Швейцарских Альп использовали уникальный инструмент для подачи сигналов — альпийский рожок. Возможно, он покажется вам не очень удобным, ведь рожков больше чем играющих на них людей. Некоторые инструменты разбираются и складываются в удобный чемоданчик. На высокогорных альпийских лугах звук рожка можно услышать на расстоянии 10 километров.
Веками жители Швейцарских Альп использовали уникальный инструмент для подачи сигналов — альпийский рожок. Возможно, он покажется вам не очень удобным, ведь рожков больше чем играющих на них людей. Некоторые инструменты разбираются и складываются в удобный чемоданчик. На высокогорных альпийских лугах звук рожка можно услышать на расстоянии 10 километров.
Традиционно альпийские рожки делают из горных елей, поэтому в живописных Швейцарских Альпах они как дома. Обычно растущие на крутых горных склонах деревья естественным образом изогнуты у самого корня.
Выбрав дерево, мастер осторожно распиливает его вдоль на две части и выдалбливает сердцевину с помощью долота и ре
2000
зца, причем этот процесс может длиться до 80 часов! Внутренняя часть гладко отшлифовывается, после чего обе половинки склеиваются и плотно обертываются берестой. Также к инструменту прикрепляется деревянная подставка, на которую он будет опираться во время игры. После того как к трубе присоединяется мундштук, а раструб украшается росписью или ручной резьбой, весь инструмент покрывают защитным лаком.
Веками пастухи и погонщики трубили в рожок с верховьев гор, подавая оставшимся внизу родным сигнал о том, что с ними «все в порядке». Однако главной задачей рожка было созывать коров на дойку. Швейцарские животноводы издавна считают, что его приятная мелодия умиротворяет коров, и они спокойны, пока их доят.
Зимой, когда коровы возвращались с горных пастбищ в стойла, многие пастухи брали рожки в город, играли на них и собирали со слушателей плату, которая была хорошим подспорьем для семьи. Известно, что в некоторых случаях рожок даже созывал воинов на битву.
На первый взгляд, играть на альпийском рожке очень просто — на нем нет ни отверстий для пальцев, ни кнопок, ни клапанов. Все мастерство заключается в том, чтобы для достижения нужного тона правильно регулировать поток вдуваемого воздуха.
С помощью альпийского рожка можно воспроизвести только 12 тонов натурального звукоряда. На этом инструменте сыграешь не всякое произведение, поэтому мелодии пишутся специально для него, и опытный игрок может продемонстрировать удивительную виртуозность.
Знаменитые композиторы включали мотивы альпийского рожка в свои оркестровые партитуры. Например, «Пасторальная симфония» была написана Леопольдом Моцартом — отцом Вольфганга Амадея Моцарта — для корно паспюриччио (разновидности альпийского рожка) и оркестра. Брамс в своих произведениях имитировал звук альпийского рожка с помощью флейт и других духовых инструментов, а Бетховен в своей «Пасторальной симфонии» воспроизвел звук альпийского рожка, чтобы создать атмосферу сельской жизни.
Название этого инструмента впервые упоминается в 1527 году в записях бухгалтерской книги монастыря святого Урбана в Швейцарии. И сегодня, как почти 500 лет назад, нежные звуки альпийского рожка все еще можно услышать на лоне величественной швейцарской природы.