Труднее всего говорить о том, без чего не можешь жить: Крым стал уже такой частью моего мира, таким моим излюбленным местом на свете, что я не в силах посмотреть на него со стороны и раскрыть тайну его привлекательности. Иногда я жалею, что родился не здесь, а иногда радуюсь этому: конечно, я не так любил бы его, доведись мне тут расти и воспринимать всю его роскошь как норму. Хотя энергетика этой местности (ненавижу это понятие, но иначе сформулировать не могу) ощущается даже привычными уроженцами: они чувствуют, что Крым идеален для творчества, что здесь лучше понимается нечто вечно ускользающее. Думаю, дело в его пограничности, принадлежности двум мирам — российскому и украинскому, греческому и славянскому, христианскому и мусульманскому. Противоположности сходятся тут, как вода и суша, и не отрицают друг друга, а подчёркивают сложность и богатство мира. 

Труднее всего говорить о том, без чего не можешь жить: Крым стал уже такой частью моего мира, таким моим излюбленным местом на свете, что я не в силах посмотреть на него со стороны и раскрыть тайну его привлекательности. Иногда я жалею, что родился не здесь, а иногда радуюсь этому: конечно, я не так любил бы его, доведись мне тут расти и воспринимать всю его роскошь как норму. Хотя энергетика этой местности (ненавижу это понятие, но иначе сформулировать не могу) ощущается даже привычными уроженцами: они чувствуют, что Крым идеален для творчества, что здесь лучше понимается нечто вечно ускользающее. Думаю, дело
2000
в его пограничности, принадлежности двум мирам — российскому и украинскому, греческому и славянскому, христианскому и мусульманскому. Противоположности сходятся тут, как вода и суша, и не отрицают друг друга, а подчёркивают сложность и богатство мира. В Крыму всё — граница, и потому здесь можно за неё заглянуть, увидев иногда — на горизонте, в просвете облаков, в закатном дыму — небесные краски скрытой, подлинной реальности. Пелевин сказал однажды, что именно сюда — вероятно, в Артек, — сбежали греческие боги.

Многие сетуют на то, что Крым небогат, что отдых здесь некомфортен, — любители гламура пусть ездят в Ниццу, а понтярщики попроще выбирают Турцию. Мне почему-то и прославленный Капри показался только бледной тенью Артека: Лазурный грот? — так у нас есть Пушкинский, у вас в Лазурном всё синее, а у нас там всё зелёное. Может, всё дело в том, какое впечатление оказалось первым, — а я увидел Крым очень рано, в семь лет; но то была Евпатория, место не самое типичное, а Ялта была позже, в двенадцать, а в Артек я попал уже только журналистом, после армии. Вроде бы после двадцати лет ежегодных — а то и по три раза в году — поездок на Южный берег пора избавиться от подростковой восторженности, — но я всякий раз с чувством острейшего счастья пересекаю Ангарский перевал, зная, что сейчас будет море. И запах, конечно, — так не пахнет больше нигде: тёплая хвоя, сухая глина, морская соль, растворённая в воздухе, ощутимая даже в Симферополе.

Впрочем, хорошо и крымское небо, бледное от жары, небо, с которого море выпило всю синь, — море в Крыму главное, оно лучше всего, и тут воскресает какой-то древнейший инстинкт, которому нет объяснения. Рядом с морем все наши проблемы ничтожны, а сами мы — почему-то нет. Море — обещание и вызов, открытая стихия, возможность всего на свете, и, несмотря на все свои опасности, эта зыбь почему-то манит. Наверное, здесь воспоминание о материнском лоне — отсюда и «лоно вод»: как-никак жизнь вышла отсюда. Родное пространство чудес и приключений, Одиссеева мечта, и Крым — дивное сочетание уюта и открытости: вот она, бескрайность, — рядом, но мы-то пока на берегу и любуемся всеми этими чудесами издали. Чтобы острее чувствовать уют, нужно соседство бездны, и вот оно — но Крым, благодаря обилию бухт, именно уютен: стихия здесь — ручная, штормы нечасты даже зимой. И ещё то, о чём говорил Бунин: «огуречная свежесть» воды, которой не почувствуешь больше нигде. Это — не говоря уж об августовском свечении, о мириадах голубых лампочек, светящихся в ночной воде. И даже зимой эти зелёные валы кажутся родными и ручными — может быть, потому, что их одомашнил для нас Волошин, хранитель Крыма, толстый ангел русской поэзии. Я всегда плачу в Коктебельском музее — не потому только, что мне невыносимо жаль старого Макса, вынужденного проводить экскурсии по собственному жилищу для новых, чаще всего тупых гостей, а потому, что подвиг его до сих пор не оценён, что фигура его до сих пор вызывает не только восторг, но и насмешки. А ведь именно Волошин создал лучшую в мире литературную среду — Дом Поэта, где умудрялись жить рядом вечно враждующие русские литераторы; дом, ставший для сотен человек лучшим образом рая. «Я рай представляю себе, как подъезд к Судаку», — признался Кушнер. Да что мелочиться, почему Судак, а не весь Крым? И Мандельштам бы под этим подписался, автор лучшей в мире стихотворной строки — «Я сказал: виноград как старинная битва живёт»…


Крым насквозь литературен — пожалуй, больше, чем Кавказ, и литература о Крыме кажется мне лучше кавказской. Кавказский цикл русской литературы — весь о покорении, о битве, или уж о мрачных преданиях, как лермонтовский «Демон». А Крым — это поздний Чехов, Бунин, Грин, Вересаев, всё тот же Волошин, Цветаева, Мандельштам, Белый, из более поздних — Щербаков с его «Крымом», который стал гимном целого поколения восьмидесятников*. Простор, но не пустой, а живой, полный невидимых и благожелательных сущностей, — так я воспринимал этот полуостров с самого начала. Аксёновский «Остров Крым» — воплощение вечной интеллигентской мечты о месте, где собираются хорошие люди, не мешающие друг другу, творящие и думающие вместе. Что-то есть в самих очертаниях Крыма, что греет душу, — говаривал Аксёнов; и что-то есть в самом его воздухе, что позволяет именно жить и работать вместе, без вражды и ревности, в порыве общей благодарности Творцу. Именно такой средой был для меня — и остался, хотя сильно изменился, — Артек, и его главный вожатый Владимир Вагнер, лучший мой друг, которого нет больше. Вагнер теперь, конечно, в раю, и рай похож, конечно, на Крым.

Крым прекрасен своей лёгкой, не раздражающей необязательностью и некоторым раздолбайством, неумением и нежеланием превращаться в дорогой и престижный курорт: тут всё слегка запущено, но если бы было иначе — кто бы ездил сюда?! Крым похож на огромную квартиру начала ХХ века: именно такую оборудовали в Ялте вместо обычного городского музея. Входишь — как в любую из старых квартир, где всего много, где одинаково сильно чувствуются богатство и неустроенность. Вот так и Крым: всё дано — от гор до целебных источников. Сделать из всего этого гламур и комфорт мешает не только чья-то лень, а общая несприспособленность Крыма к гламурному существованию. Он немедленно утратит лицо, как только здесь вырастут «комфортабельные отели». Здесь всё должно происходить с той же мерой необязательности, лёгкости, благородного пофигизма, с какой мы встречаем любимых, но не парадных гостей: ясно, что дороже всего духовная близость.

 

* Песня «Крым» барда Михаила Щербакова (1982).

<Достопримечательности Крыма как таковые занимают меня мало — туристы пусть посещают Бахчисарайский дворец, Беседку ветров, Ласточкино гнездо, Казантип и Демерджи; для меня Крым не делится на посёлки и города, хотя Севастополь и Ялта — конечно, два его центра, два дивных белых города, каждый со своим лицом. Ай-Петри — тоже остров отдельного блаженства, таинственный и страшноватый, когда смотришь с вершины вниз и видишь трёхпалубный корабль величиной со спичку. Но в Крыме, правду сказать, нет скучных мест. Мне скажут, что на всём этом панегирике лежит некий отпечаток Массандры — что поделаешь, да. Но Массандру ведь мы любим не за пьянство, а за опьянение — совсем другое дело. В Крыму пьёшь не для того, чтобы испытать восторг, а, напротив, чтобы его притупить: иначе с ума сойдёшь от избытков.

Остро помню, как в один из первых артековских приездов иду по асфальтовой (есть ещё нижняя, через парк) дороге из Артека в Гурзуф, оборачиваюсь с той верхней точки, с которой Адалары выглядят совмещёнными, малые теряются на фоне больших, — и вдруг с невыразимой остротой понимаю: это моё место на свете, моё, я нашёл его. Этот склон с кипарисами, увековеченный Чюрлёнисом на полотне «Похороны солнца», эти сухие травы, ярусы кедров, слои туфа, эта гостеприимная, вечно длящаяся древность, ласковая жара, Генуэзская крепость и счастливые детские взвизги с пляжа — вот место, откуда я не хотел бы уезжать никогда, место, где взгляд, обоняние, слух насыщаются лучшей, никогда не иссякающей пищей. Вот природа, не вытесняющая человека, величие, не унижающее его; союз некичливой роскоши и благородной бедности, амфитеатрами спускающийся к морю посёлок из гриновской грёзы, — здесь я только и нужен, потому что тоже ведь умею делать своё дело и не мешать никому.

Но уезжать отсюда всё равно надо — просто чтобы пережить вспышку почти невыносимого счастья, когда возвращаешься.

Explore More

Крым 3D: дайвинг, дворцы, дегустации

Интересные места и экстремальные развлечения на основных курортах Закройте глаза и представьте такую картину: предлагаете вы своему туристу отправиться на крымские курорты, а он вам: «Ну и зачем мне этот Крым?

Где отдохнуть в Египте

Каждый человек перед отпуском задумывается, где можно отдохнуть по приемлемой цене, с комфортом, набраться сил, и незабываемых впечатлений до следующего отпуска. Это, конечно же, Египет, в этой стране отдыхают круглый

Какой курорт Египта выбрать для отдыха?

Египет – одно из самых модных направлений отдыха русских туристов. Наряду с Тайландом и Турцией эта страна отличается демократичными ценами на отдых. В этой статье представлены курорты Египта, которые пользуются

Морской фестиваль в Петропавловской крепости 15-16 августа 2015г.

У стен Петропавловской крепости пройдет красочный Морской фестивать в рамках Большой Петербургской Парусной недели. Программа обещает быть весьма насыщенной:десятки парусных яхт будут кружить над гладью Невы, гидроцикры и флайборды будут

Масса бонусов от путешествия по Майами с Miami Real Otziv

Майами – это «город волшебства», как его окрестили местные жители. Он современный и динамичный, и в то же время настраивает на яркий, незабываемый отдых. В Майами часто приезжают и с

Едем в другой город с комфортом на такси

Междугородние поездки обычно отнимают очень много времени, денег и сил. У тех, кто имеет личный автомобиль, проблем с выбором транспорта не возникает. Те, у кого собственного транспорта нет, обычно выбирают

Второй загранпаспорт для россиян почти реальность

Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константин Ромодановский. Идея со вторым загранпаспортом аргументируется тем, что он может пригодиться активным  путешественникам, у которых уже нет места для виз и штампов таможни,

Балтийский берег. Калининград

Для любителей дикой природы и сочной зелени окрестности Калининграда настоящий рай. Особенно Куршская коса. Здешние пейзажи не могут не вызвать восхищения: песчаные дюны в обрамлении хвойных лесов и лиственных рощей,

Нюансы оформления визы в Италию: на заметку туристу

Жителям России для путешествия в Италию обязательно нужно иметь разрешение. Эта страна наиболее лояльна к туристам из разных стран. Виза в Италию – документ, который вы можете получить сами, без

Прага: средневековая сказка в современном мире

Прага – культурный, экономический и туристический центр Чехии, раскинувшийся на берегах реки Влтавы. Старинный город с запоминающейся архитектурой, дошедшей до нас сквозь годы. Непередаваемый дух средневековья, которым, кажется, наполнен сам

Особенности перевода паспорта с нотариальным заверением

Процесс перевода паспорта предусматривает перевод всех страниц. Полученный на выходе документ позже показывается нотариусу для изучения и заверки. Сотрудник, работающий в бюро переводов, должен обладать определенными навыками и осуществлять деятельность

Камчатка: как прожить и что увидеть?

Многие знают о Камчатке только «понаслышке», на самом деле даже не представляя, что это за край такой. А тем временем туризм там процветает. Потому что если надоели всякие банальности, всякие

Летим в Дубай без сложностей

В последнее время в связи со многими факторами стремительно развивается туризм. Замученные и уставшие от работы мы мечтаем хотя бы на несколько дней сменить обстановку и отдохнуть на славу там,

Оформляем визу в Китай

Мало найдется людей, которые скажут, что путешествовать по миру им неинтересно. На планете земля столько изумительных уголков, что наверно ни один человек, не сможет их увидеть. Китай является одной из

Три оригинальных точки на туристической карте Праги

Помимо традиционной программы отдыха в чешской столице многие «бывалые» стремятся подобрать для себя такую индивидуальную программу, которая будет насыщенной и оригинальной, наполненной национальным колоритом. Далее будут рассмотрены три пункта, обязательных

Святая Русь – путешествие по святым местам России

Это скорее не путешествие даже, а паломничество. Каждый едет по таким местам не ради праздного любопытства, а с просьбой, с бедой, с надеждой. Мест святых в России очень много, и

Пышечные в Петербурге

Традиция поесть пышки в Питере зародилась давно. Пожалуй основной датой является 1958 год, когда была открыта пышечная на Большой Конюшенной 25. Сейчас пышечных много в Питере. Расскажем пока о трех

Таллин, Тарту, Хаапсалу – рестораны и кафе для гурманов

Северная соседка России кажется лакомым кусочком для путешественников, ищущих новых впечатлений. Для туриста здесь экзотическим кажется практически все: неспешность жителей Эстонии, удивительно красивая и сдержанная архитектура, сохранившиеся памятники древней истории

О банковских картах в Крыму

О том как работают банковские карты в Крыму, где принимаются, где нет, можно ли снять наличных с платежных карт Visa и MasterCard в банкоматах Крыма? Эти и другие вопросы волнуют

Санкт-Петербург за один день

Итак, у вас стоит задача за один день увидеть все основные достопримечательности Петербурга. Все увидеть, конечно, не удастся, но примерный маршрут для прогулки на целый день мы вам сейчас набросаем.

Отели Турции

Отдых в Турции является наиболее популярным и востребованным. Туристов Турция привлекает хорошим сервисом в отелям и сравнительно недорогой стоимостью проживания.

Радоновое озеро в Лопухинке Ленинградской области

В деревне Лопухинка, Ленинградской области есть необычное озеро с небесно-голубой водой. Его называют радоновым озером. Водоем невероятно прозрачный, на дне нет никакой растительности, ни планктона, ни любой другой живности. К

Панорамы архитектур невских берегов

Одним из интереснейших городов для отдыха и обозрения сейчас считается северная столица большой страны России – Санкт Петербург. Архитектурные панорамы берегов Невы показывают самое прекрасное из того, что заключено в