Указатель ветра для парусной яхты

Параметры ветрового потока, в котором движется яхта, представ­ляют особый интерес для оптимальной настройки парусного воо­ружения. Собственное перемещение яхты относительно водной по­верхности определяет скорость встречного ветра, который, склады­ваясь с ветром истинным, формирует вымпельный ветер, непо­средственно действующий на паруса и двигающий судно. Умелые мореплаватели всегда используют максимум от действующего вымпельного ветра.

Параметры ветрового потока, в котором движется яхта, представ­ляют особый интерес для оптимальной настройки парусного воо­ружения. Собственное перемещение яхты относительно водной по­верхности определяет скорость встречного ветра, который, склады­ваясь с ветром истинным, формирует вымпельный ветер, непо­средственно действующий на паруса и двигающий судно. Умелые мореплаватели всегда используют максимум от действующего вымпельного ветра.

Wb — вектор встречного ветра, равный скорости яхты (boat speed); Wt — вектор истинного (true) ветра; Wa — вектор относительного — вым­пельного (apparent) ветра, в кото­ром непосредственно находится яхта, и он же определяется датчи­ком на м
2000
ачте.

Указатель скорости и направле­ния ветра подводит черту в списке минимального оснащения парус­ной яхты навигационными прибо­рами для путешествий по морю. Поэтому прежде чем отправится в плавание, необходимо проверить их исправность и правильность установки.

Датчик ветра устанавливает­ся на самом верху мачты в диаметральной плоскости яхты, ориентирован, как правило, в сторону носа судна. В авто­номном режиме прибор показы­вает скорость и курсовой угол вым­пельного (APPARENT) ветра. Направление ветра отображается на аналоговом стрелочном индикаторе. Скорость ветра, индицируемая в циф­ровом окне, измеряется от 0 до 60 узлов.

Если прибор находится в сети обмена информа­цией о параметрах курса и скорости яхты, — есть воз­можность отображения ис­тинных (TRUE) значений ско­рости и направления ветра, а также VMG — проекции скорости яхты на направле­ние ветра или генеральный курс, что повышает эффек­тивность лавировки  судна в море и может быть особенно ценно в па­русных гонках.

Вектор путевой скорости яхты Vg, за счет дрейфа, слегка сме­шен в подветренную сторону от диаметральной плоскости яхты. Лаг измеряет Vb — продольную составляющую этой скорости, т.е. про­екцию путевой скорости на диаметральную плоскость яхты. Вычис­ляемые параметры:

  • VMG (Velocity Made Good) — скорость, с которой яхта продви­гается навстречу ветру;
  • VTD (Velocity То Destination) — скорость, с которой яхта прибли­жается к назначенной точке.

Примечание. В данном примере не учитывается скорость тече­ния, т.к. за основу скорости яхты принята скорость Vb, измеренная относительным лагом. Если вместо нее использовать SOG (Speed Over Ground), то VMG и VTD рассчитываются наиболее достоверно.