Параметры ветрового потока, в котором движется яхта, представляют особый интерес для оптимальной настройки парусного вооружения. Собственное перемещение яхты относительно водной поверхности определяет скорость встречного ветра, который, складываясь с ветром истинным, формирует вымпельный ветер, непосредственно действующий на паруса и двигающий судно. Умелые мореплаватели всегда используют максимум от действующего вымпельного ветра.
Параметры ветрового потока, в котором движется яхта, представляют особый интерес для оптимальной настройки парусного вооружения. Собственное перемещение яхты относительно водной поверхности определяет скорость встречного ветра, который, складываясь с ветром истинным, формирует вымпельный ветер, непосредственно действующий на паруса и двигающий судно. Умелые мореплаватели всегда используют максимум от действующего вымпельного ветра.
Wb — вектор встречного ветра, равный скорости яхты (boat speed); Wt — вектор истинного (true) ветра; Wa — вектор относительного — вымпельного (apparent) ветра, в котором непосредственно находится яхта, и он же определяется датчиком на м
2000
ачте.
Указатель скорости и направления ветра подводит черту в списке минимального оснащения парусной яхты навигационными приборами для путешествий по морю. Поэтому прежде чем отправится в плавание, необходимо проверить их исправность и правильность установки.
Датчик ветра устанавливается на самом верху мачты в диаметральной плоскости яхты, ориентирован, как правило, в сторону носа судна. В автономном режиме прибор показывает скорость и курсовой угол вымпельного (APPARENT) ветра. Направление ветра отображается на аналоговом стрелочном индикаторе. Скорость ветра, индицируемая в цифровом окне, измеряется от 0 до 60 узлов.
Если прибор находится в сети обмена информацией о параметрах курса и скорости яхты, — есть возможность отображения истинных (TRUE) значений скорости и направления ветра, а также VMG — проекции скорости яхты на направление ветра или генеральный курс, что повышает эффективность лавировки судна в море и может быть особенно ценно в парусных гонках.
Вектор путевой скорости яхты Vg, за счет дрейфа, слегка смешен в подветренную сторону от диаметральной плоскости яхты. Лаг измеряет Vb — продольную составляющую этой скорости, т.е. проекцию путевой скорости на диаметральную плоскость яхты. Вычисляемые параметры:
- VMG (Velocity Made Good) — скорость, с которой яхта продвигается навстречу ветру;
- VTD (Velocity То Destination) — скорость, с которой яхта приближается к назначенной точке.
Примечание. В данном примере не учитывается скорость течения, т.к. за основу скорости яхты принята скорость Vb, измеренная относительным лагом. Если вместо нее использовать SOG (Speed Over Ground), то VMG и VTD рассчитываются наиболее достоверно.